Россия – Египет: «перспективы во всех отношениях»

14291

Руководство России стремится усиливать дипломатическое, экономическое и военное влияние нашей страны в арабском мире. Одна из точек опоры в регионе — Египет. По мнению президента РФ В. Путина, это очень перспективная страна. Каир прилагает серьезные усилия к расширению сотрудничества с Москвой по целому спектру направлений — политическому, военно-техническому, энергетическому, торговому, инвестиционному и т.д. В то же время рынок Египта остается высокорискованным. Какие возможности существуют для развития российско-египетского сотрудничества?

Дестабилизация ситуации после событий «арабской весны» нанесла значительный ущерб экономике Египта, породила метастазы в виде правления исламистского движения «Братья-мусульмане» после свержения Хосни Мубарака. Однако в результате военного переворота летом 2013 г. исламисты во главе с Мухаммедом Мурси (на тот момент избранный президент страны) были отстранены от власти. Нынешний глава Египта Абдель Фаттах ас-Сиси полагает, что страна находится под угрозой развала. Основаниями для подобного предположения служат общественная поддержка ислама и исламистов, а также экономические проблемы.

В ослабленном изнутри Египте растут экстремистские настроения. Сказывается и негативное влияние внешнего фактора: соседняя Ливия переживает гражданскую войну, в Сирии и в Ираке не прекращается кровопролитие. В связи с этим новые египетские власти уделяют первостепенное внимание поддержанию стабильности в стране.

В настоящее время Египет управляется в «ручном режиме» президентом с неограниченными полномочиями и преданными ему офицерами, занимающими основные государственные посты. В течение трех лет в стране отсутствует парламент. Тем не менее проведение новых парламентских выборов запланировано на октябрь-ноябрь 2015 г.

Правительство Египта работает над обеспечением привлекательной инвестиционной среды. Власти пытаются восстановить народное хозяйство, инициируя амбициозные проекты, такие как запуск второй ветки Суэцкого канала стоимостью 8,2 млрд долл., строительство за 45 млрд долл. новой административной столицы, куда переедут все министерства и где разместятся дипломатические миссии иностранных государств, возведение АЭС и других крупных объектов.

Почему Каир обратился к Москве?

Учитывая все перечисленные выше обстоятельства, Каир крайне заинтересован в получении зарубежной помощи. Однако за неоднократное жестокое подавление политических соперников, прежде всего исламистов, ставших оппозиционерами, за аресты журналистов египетские власти подвергаются критике со стороны США, Европейского союза, Турции. Вашингтон, считая легитимным главой Египта М. Мурси, осудил военный переворот и не спешит помогать новому руководству североафриканской страны. Анкара и вовсе призывает западные страны ввести санкции в отношении новых властей Египта.

Поскольку выстроить отношения с Вашингтоном так, как хочется Каиру, у ас-Сиси не получается, он вынужден сближаться с Москвой, которая с пониманием относится к его действиям во внутренней политике и готова оказать поддержку в борьбе с терроризмом, в частности с ДАИШ.

Поддержка Москвой своего союзника президента Сирии Башара Асада, несмотря на внешнее давление, повысила авторитет России в регионе. Принципиальная, непоколебимая позиция по ситуации в Сирии вызывает уважение даже у арабских монархий Персидского залива, ярых противников Б. Асада. На этом фоне Каир заинтересован в политическом взаимодействии на региональном уровне, в развитии торгово-экономических и инвестиционных связей с Москвой.

Каир стремится к укреплению отношений со странами БРИКС и созданию зоны свободной торговли с ЕАЭС. В этих вопросах власти Египта также надеются на содействие Москвы.

Россию в Египте рассматривают в качестве дополнительного источника вооружений, финансов, энергоносителей и технологий. Стоит подчеркнуть, что в данной ситуации сказывается инерционность политического мышления. С одной стороны, Каир хочет привлечь к себе внимание из-за океана. С другой стороны, в сознании государственных деятелей Египта еще живы стереотипы о возможной помощи нашей страны (причем желательно безвозмездной), которая предоставлялась в период холодной войны.

Чем интересен Египет России?

Египет остается влиятельным государством в арабском мире и на африканском континенте. Следовательно, для России отношения с этой страной имеют как двустороннее, так и региональное значение.

Для России Египет — ведущий торгово-экономический партнер в Северной Африке. Несмотря на переживаемые страной потрясения, двусторонний товарооборот стабильно растет. По итогам 2014 г. он составил 5,5 млрд долл., что почти в 2 раза выше аналогичного показателя 2013 г. Основа российского экспорта — нефтепродукты (около 30%) и зерно (около 20%). На Египет, крупнейший рынок сбыта российской пшеницы, приходится до 30% всего российского экспорта этого товара. Около 90% поставок из Египта в Россию составляет сельскохозяйственная продукция (фрукты и овощи), причем египетская сторона готова увеличивать поставки своего продовольствия, что актуально на фоне российского продуктового эмбарго.

В России приветствуется создание зоны свободной торговли между ЕАЭС и Египтом, поскольку считается, что это придаст дополнительный стимул развитию национальной экономики.

С развитием Суэцкого канала Египет повышает свою привлекательность как логистический хаб для российских зерновых компаний, промышленных предприятий, облегчая им доступ на рынки других стран.

Руководство России разделяет желание Египта углублять двусторонние связи, но идею расширения БРИКС за счет принятия этой страны в ряды организации считает преждевременной.

Интенсивные связи глав России и Египта

Несмотря на распад СССР, Каир стремился сохранить связи с Москвой. Даже за краткосрочное пребывание на посту президента Египта М. Мурси успел на встрече с В. Путиным весной 2013 г. заявить о желании «создать реальный союз» с Россией в политической сфере.

Текущие российско-египетские отношения находятся на подъеме. У В. Путина и Абдель Фаттаха ас-Сиси личные отношения сложились еще во время их первой встречи в феврале 2014 г., когда ас-Сиси приезжал в Москву еще в качестве заместителя премьер-министра, министра обороны и военной промышленности Египта. Тогда он проинформировал российского лидера о намерении участвовать в предстоящих президентских выборах. Со своей стороны В. Путин пожелал ему удачи в борьбе за пост президента (). Примечательно, что президент России первым поздравил ас-Сиси с победой.

С тех пор В. Путин и Абдель Фаттах ас-Сиси встречались несколько раз: 12 августа 2014 г. в Сочи, 9–10 февраля 2015 г. в Каире, 9 мая и 26 августа 2015 г. в Москве (1; 2). Помимо этого, 6 августа 2015 г. в Египте состоялась встреча Абдель Фаттаха ас-Сиси с главой правительства РФ Д. Медведевым, который приезжал на церемонию открытия нового русла Суэцкого канала.

Сопоставление дат переговоров лидеров двух стран — их разделяет всего несколько месяцев — свидетельствует о серьезной заинтересованности Каира и Москвы в развитии отношений по ряду направлений. Частые контакты на высшем уровне позволяют преодолеть бюрократические препоны с обеих сторон, которые обычно задерживают реализацию достигнутых в ходе переговоров договоренностей.

Перспективы

Один из итогов двусторонних переговоров — в марте 2014 г. возобновила работу совместная российско-египетская комиссия по торговому, экономическому и научно-техническому сотрудничеству (она приостанавливала свою деятельность в 2011 г. в связи с событиями «арабской весны»). В декабре 2015 г. должно пройти заседание межправительственной комиссии, на котором стороны планируют согласовать «дорожную карту» реализации проектов.

По словам премьер-министра России Д. Медведева, обсуждаются совместные проекты в тяжелой и легкой промышленности, традиционной и возобновляемой энергетике, транспортном машиностроении, агропромышленном комплексе, телекоммуникационной сфере, фармацевтике, медицине, образовании.

Одно из основных направлений — нефтегазовый комплекс (НГК). В НГК Египта активно работает «Лукойл». «Роснефть» и Египетская нефтяная корпорация (Egyptian General Petroleum Corporation, EGPC) договорились об основных условиях поставок в Египет нефтепродуктов и сжиженного углеводородного газа. «Роснефть», «Газпром» и «Газпром нефть» проявляют интерес к добыче египетских углеводородов. Первые две компании хотят поставлять СПГ в Египет.

Интересные возможности открываются в плане военно-технического сотрудничества. Вместе с тем следует учитывать, что в текущей политической и экономической ситуации переоснащение египетской армии, на протяжении десятилетий пользующейся американским вооружением, не представляется возможным. По словам госсекретаря США Д. Керри, «Вашингтон продолжит подготовку египетской армии и ее оснащение на самом высоком уровне». На этом фоне с нашей стороны речь может идти только о продаже отдельных партий техники. СМИ упоминали о поставках в Египет партий системы «Антей-2500» в марте 2015 г., о покупке 50 вертолетов Ка-52 для вертолетоносца класса «Мистраль» и т.д. Это, безусловно, поступательное движение вперед.

Египетская сторона стремится к развитию сотрудничества с предприятиями российской ракетно-космической промышленности.

Прорабатывается вопрос о создании российской промышленной зоны рядом с Суэцким каналом. Египетской стороной подготовлен пакет предложений для российских инвесторов из 120 проектов на общую сумму 135 млрд долл. Создана специальная рабочая группа, которая должна представить конкретные предложения по развитию этой зоны.

Представители российских деловых кругов видят перспективы сотрудничества в строительстве и модернизации промышленных, энергетических, транспортно-логистических, жилищных объектов на территории Египта, а также в телекоммуникационной сфере, прежде всего в использовании египетской стороной навигационной системы ГЛОНАСС.

Отдельно следует упомянуть проект строительства АЭС по российским технологиям на северо-западе Египта стоимостью до 20 млрд долл. Возможно, это будет крупнейший проект двустороннего сотрудничества. Камень преткновения — вопрос оплаты: египетская сторона просит предоставить ей государственный кредит, Минфин России не возражает, но стороны пока не пришли к компромиссу о размере процентной ставки по кредиту.

Таким образом, при наличии широкого поля совпадающих интересов естественным становится взаимодействие на постоянной основе. Регулярные контакты глав России и Египта способствуют укреплению сотрудничества по ряду направлений — военно-техническому, энергетическому, строительному. Все это позволит обеспечить заказами российские предприятия. Подготовка местных кадров для эксплуатации энергообъектов и военной техники послужит дополнительной опорой России в этой стране.

Однако не стоит забывать о рисках и рассматривать двусторонние отношения в отрыве от происходящих на Ближнем Востоке процессов. Серьезные негативные последствия для всего региона повлечет отсутствие прогресса на сирийском направлении, без которого не представляется возможной полноценная борьба с ДАИШ. Террористические организации, имеющие связи с ДАИШ и закрепившиеся на Синайском полуострове в непосредственной близости от Суэцкого канала, — реальная угроза не только для Египта.

Политическая и экономическая нестабильность в Египте и смещение ас-Сиси не отвечают интересам России. Москва оказывает содействие Каиру в борьбе с терроризмом, продавая вооружение. Кроме того, российская сторона изучает возможность отмены таможенных пошлин для египетских товаров с целью облегчения доступа на наш рынок. Это позволит поддержать их производителей.

Вместе с тем, учитывая тяжелое экономическое положение и политическую нестабильность в Египте, а также экономическую ситуацию в России, предоставлять многомиллиардные кредиты египетской стороне рискованно, так как перспективы пополнения российского госбюджета сомнительны, а риски непогашения достаточно высоки. В связи с этим желательно развивать кооперацию с другими игроками на египетском рынке, например с китайскими компаниями.

Каир финансово поддерживают новые власти Саудовской Аравии и ОАЭ. В свете активизации связей России с аравийскими монархиями представляется целесообразным проведение многосторонних консультаций о содействии египетским властям в восстановлении экономики. Сделать это можно через совместную реализацию проектов по модели «арабское финансирование — российское воплощение». Одновременно это будет способствовать укреплению доверия в отношениях между Россией и арабскими монархиями.

При всех имеющихся рисках российской стороне следует прилагать усилия к диверсификации сотрудничества с Египтом. Возобновление этого сотрудничества — серьезное достижение Кремля, позволяющее России частично вернуть утраченные позиции в арабском мире.

Владислав Сенькович. К.э.н., специалист по торгово-экономическим вопросам сотрудничества России с арабскими странами, эксперт РСМД
http://russiancouncil.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: